Просветительская и исследовательская деятельность
С днем космонавтики
«Я давно мечтал увидеть ваш необыкновенный остров вблизи, познакомиться с его славными жителями, с красотами природы. Я много слышал о Сахалине от побывавшего здесь четыре года назад моего большого друга Павла Поповича. И я рад встрече с сахалинцами».
– Виден ли из космоса наш остров?
– Отлично виден. И очень рельефно.
– А какого он цвета?
– Такого же, каким его видят земляки. Но, конечно, вблизи краски еще лучше».
Из интервью летчика-космонавта СССР Евгения Хрунова, побывавшего на Сахалине 1969 году.
24 МАРТА – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ
Каждый год 24 марта мы отмечаем Всемирный день борьбы с туберкулезом, призванный привлечь внимание общества к этому опасному заболеванию, информировать о губительных последствиях туберкулеза для здоровья, общества и экономики, подчеркнуть необходимость и возможность его профилактики.
125-ЛЕТИЕ МАЯКА ЖОНКИЕР
6 июля исполнилось 125 лет маяку Жонкьер, одному из старейших памятников истории Сахалинской области.
Строительство Жонкьерского маяка началось в июле 1895 года. Главным строителем был назначен инженер-подполковник Константин Иванович Леопольд, имевший опыт строительства маяков на Черном и Азовском морях.
Необычное гнездо
Апрель - месяц активного пробуждения природы после долгой зимы, месяц массового прилета птиц. Городские улицы, скверы, парки и лесные массивы наполняются звонкими голосами пернатых обитателей.
ВИРТУОЗ АРХИТЕКТУРЫ: ИВАН АПОЛЛОНОВИЧ ЧАРУШИН
Талантливый архитектор, художник, инженер, общественный деятель Иван Аполлонович Чарушин родился 24 февраля (8 марта н.с.) 1862 года в семье чиновника г. Орлов Вятской губернии, был шестым из восьми детей. Окончив в 1888 году Петербургскую академию художеств, стажировался у ведущих архитекторов Санкт-Петербурга и Москвы, н-р, в качестве старшего помощника Александра Померанцева работал над проектом Верхних торговых рядов в Москве (ныне - ГУМ на Красной площади).
ТРАГЕДИЯ СРЕДНЕЙ МЕДВЕЖКИ
9 февраля 1945 года – одна из самых трагичных дат в истории Сахалинской области. В этот день в 23 часа 25 минут на поселок Средняя Медвежка, где жили рабочие шахты «Октябрьская» и их семьи, с большой высоты обрушилась снежная лавина объемом в 170 тысяч кубометров. Она смела жилые дома, хозяйственные постройки и погребла под собой 236 человек. 105 из них удалось спасти. Большая часть погибших – 76 человек – дети.
Эта катастрофа, о которой практически забыли - пример героизма людей, участвовавших в спасательной операции, и урок, преподнесенный самой природой о недопустимости небрежности и невнимательности к ней.
Что же произошло в ту роковую ночь? Подробности события вы сможете узнать из видео, созданного при информационной поддержке нашего музея.
На фото: поселок Средняя Медвежка, из архива С. Старченко (группа ОК Памяти рудника Октябрьский посвящается).
Я знаю, что умру от болезни, которой не буду бояться
24 марта каждого года по решению Всемирной организации здравоохранения вся мировая общественность отмечает Всемирный день борьбы с туберкулезом. Именно в этот день немецкий микробиолог Р.Кох объявил о сделанном им открытии возбудителя туберкулёза
Окрестности поста Александровского в литературных трудах Ч.Хоуза и А.П. Чехова
Пост Александровский и его окрестности в русской и зарубежной литературе ХIХ и нач. ХХ века описаны в достаточном объеме в трудах А.П. Чехова, Б.Пилсудского, В.Дорошевича, Ф.М. Августиновича, Н.С. Лобаса, И.П. Миролюбова (Ювачева), Г. Винда, Ч. Хоуза и др.
В преддверии празднования 120-летнего юбилея с момента создания первого музея на Сахалине…
120 лет тому назад, в 1896 году, в посту Александровском на каторжном острове Сахалине, был открыт первый музей, правопреемником которого ныне является ГБУК ИЛМ «А.П. Чехов и Сахалин».
Я готов день и ночь стоять почетным караулом…
Разумеется, музыкальный мир А.П. Чехова – врача и писателя, создавшего «энциклопедию русской жизни» последних десятилетий ХIХ века, не ограничивается параллелизмами с Чайковским: это очень богатый и разнообразный мир, что демонстрируют многие рассказы Чехова, такие как «Скрипка Ротшильда», «Тапер», пьеса «Три сестры» и т.д.
О значимых событиях в рамках Года культуры
В 2014 году в рамках Года культуры в ГБУК «Историко-литературный музей «А.П. Чехов и Сахалин» произошли два крупных и значимых не только для музея, но и для Сахалинской области с точки зрения брендинга её территории события, оба из которых были связаны с осуществлением Международных проектов.
«Крестный отец» А.П. Чехова в литературе
31 марта 2012 года исполняется 190 лет со дня рождения яркого, даровитого и самобытного писателя ХIХ века Дмитрия Васильевича Григоровича (1822-1899), одного из авторитетных литературных наставников молодого беллетриста Антона Чехова.
Чехов и Гоголь - непонятые новаторы
Чехов и Гоголь – эти два великих имени воспринимаются в истории русской литературы и общественной мысли ХIХ-ХХ веков в глубокой и многозначительной связи. По словам Э.А. Полоцкой «Разными способами, но с одинаковой убедительностью и Гоголь и Чехов потрясают читателя примерами страшного оскудения человеческой души – эти термины гоголевской характерологии вполне применимы к психологическим процессам, происходящим в обывательской среде конца ХIХ века, которые выставил на суд читателей Чехов».1
Роль ГБУК «Историко-литературный музей «А.П. Чехов и Сахалин» в формировании местного актуального культурного сообщества
Музеи, как известно, являются научно-культурными социальными некоммерческими организациями, не ориентированными на извлечение прибыли из своей деятельности. Тем не менее, современная экономическая ситуация диктует определенные условия существования музейной отрасли и музеи должны искать возможности встраиваться в эти современные экономические условия. И здесь ключевыми понятиями становятся понятия «Посетитель» и он же «Потребитель музейных продукта и услуги»
Культурно-образовательные технологии
Понятия «Культурно-образовательная» и «Рекреационно-образовательная» деятельность получили распространение в отечественном музееведении в первой половине 90-х гг. ХХ века и их активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями, особенно школьного, подросткового и дошкольного возрастов.