Государственное бюджетное учреждение культуры «Историко-литературный музей «А.П. Чехов и Сахалин»

125-ЛЕТИЕ МАЯКА ЖОНКИЕР : Историко-литературный музей «А.П. Чехов и Сахалин»

125-ЛЕТИЕ МАЯКА ЖОНКИЕР

6 июля исполнилось 125 лет маяку Жонкьер, одному из старейших памятников истории Сахалинской области.

Строительство Жонкьерского маяка началось в июле 1895 года. Главным строителем был назначен инженер-подполковник Константин Иванович Леопольд, имевший опыт строительства маяков на Черном и Азовском морях.

6 июля исполнилось 125 лет маяку Жонкьер, одному из старейших памятников истории Сахалинской области.

Строительство Жонкьерского маяка началось в июле 1895 года. Главным строителем был назначен инженер-подполковник Константин Иванович Леопольд, имевший опыт строительства маяков на Черном и Азовском морях.

Необходимо было сменить неудачно выбранное место маяка постройки 1886 года, огонь которого часто не был виден из-за верхового тумана. К моменту начала стройки на высоте около 70 метров над уровнем моря на том же склоне силами ссыльнокаторжных была снивелирована площадка для нового маяка, проложены подъездные пути. Для «облегчения нужд» строительства деревянные постройки старого маяка были проданы с аукциона в частные руки.

Немало способствовало снижению расходов на строительство то, что маячную башню и совмещенные с ней жилые помещения строили преимущественно из местных материалов: камня и бетона из найденного на берегу хорошего гравия и песка, с использованием японского цемента проверенного качества. Проект типового маяка включал важное изменение, продиктованное особенностями климата – маячная башня была встроена в жилое помещение. Это архитектурное решение было применено и на всех других маяках, построенных К.И. Леопольдом на Дальнем Востоке. Меньшая часть жилого дома предназначалась для смотрителя маяка, большая – для команды. Высота помещений в жилом доме составляла 3,10 м. Дом отапливался дровяными печами, на кухнях стояли дровяные плиты. Освещение в доме было керосиновое, воду брали из колодца.

Осветительная аппаратура для Жонкьерского маяка - осветительный аппарат с белым проблесковым огнем, состоящий из керосинокалильной горелки и линз Френеля, с комплектом запасных частей - была заказана у лучшего на то время поставщика, фирмы «Барбье ет Бенард».

На берегу в месте выгрузки плавсредств построили пакгауз и проложили узкоколейную железную дорогу до маяка, которую использовали и для доставки строительных материалов.

6 июля 1897 года маяк был принят комиссией.

16,3-метровая восьмигранная башня несла осветительный аппарат с белым проблесковым огнем продолжительностью 3 секунды, загоравшимся через 30-секундные промежутки. Дальность действия огня составила 17,8 мили. При маяке имелись сигнальная вышка, колокол и четвертьпудовый «единорог» - пушка для подачи «туманных сигналов», даваемых с промежутками от 5 до 10 минут только в ответ на сигналы с судов.

Маяк Жонкиер предназначен для обеспечения мореплавания в северной части Татарского пролива и на подходе к порту Александровский на Сахалине. Время действия маяка определялось сроками навигации, которые из года в год менялись в зависимости от погоды. В среднем маяк освещался в течение года около 2500 часов. Со временем сигнальное оборудование маяка модернизировалось: был установлен радиомаяк с дальностью действия 93 км (1936г., с тех пор радиоаппаратура регулярно заменялась на аппаратуру более свежих марок), упразднена пушка (1939 г.), установлены два дизель-электрических агрегата (1952г.), установлен наутофон (1959г.), упраздненный вместе с колоколом в 1986г. В 1984 году маяк был подключён к островной электросети.

С 1978 года стали проявляться разрушительные последствия оползневых процессов: в стенах здания маяка стали появляться и расти трещины, происходивший наклон башни сделал невозможной работу осветительного маячного аппарата. Трещины в стенах здания создали опасность и недопустимость проживания в нём персонала маяка - жилой дом выведен из эксплуатации.

В 1985 году рядом с маяком в качестве его дублёра установили стальную башню типа «Колонна» высотой 5 м. В 1996 году на эту башню перенесли основной огонь маяка.

Маяк Жонкьер является одной из самых привлекательных достопримечательностей области: белая башня Жонкьерского маяка эффектно выделяется на фоне окружающего ландшафта и кажется его неотъемлемой частью, однако еще его строитель, К.И. Леопольд, предсказал хрупкость и уязвимость своего детища:

«Хотя грунт здесь и оказался плотный конгломерат водного происхождения, поддающийся только лому и кирке, но все-таки место это нельзя считать вполне обеспечивающим правильную осадку будущих зданий, и только действительное отсутствие другого места для  постройки маяка, соответствующего целям мореплавания, заставляет остановиться на устройстве искусственной площадки на  скате горы вулканического происхождения, где, хотя  и редко, по словам старожилов, бывают слышны слабые землетрясения, последствием чего могут появиться оползни склона гор, хотя в настоящее время таковые пока незаметны на окружающих берегах».

В настоящее время маяк Жонкиер, свидетель многих исторических событий, спаситель моряков, находится в аварийном состоянии и в ближайшем времени замечательный памятник истории может быть внесен в список безвозвратно утраченных объектов историко-культурного наследия.

На фото: Маяк на мысе Жонкиер. 1970-е гг. (АСИЛМ ОФ-627-151 Ф-599).

Записаться на экскурсию
Оставить отзыв