Государственное бюджетное учреждение культуры «Историко-литературный музей «А.П. Чехов и Сахалин»

“Чайка”, “Буревестник” и Остров Сахалин

О.В. Фролова, Т.В. Богданова

“Чайка”, “Буревестник” и Остров Сахалин
    Летом 2016 года в объявленных крупных юбилейных датах, годе Кино, как-то незаметно была утоплена дата, которая еще лет двадцать пять тому  назад не осталась бы незамеченной в культурной среде России.  Это 80-летие  со дня смерти яркого и талантливого русского писателя, ближайшего друга Антона  Чехова, Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Также исполнилось 115 лет с момента выхода в журнале «Жизнь» его знаменитого стихотворения «Песня о Буревестнике», о  котором ныне почему-то стало неудобно вспоминать, а ведь в отзвуках горьковских «песен» наши дедушки, бабушки, родители и мы росли целый век.
    Имена  А.М. Горького и А.П. Чехова как драматургов одного театра и писателей, которых соединяли узы дружбы, связаны  не только концом ХIХ и началом ХХ века. В  веке ХХI они также объединены по иронии судьбы разъединенным своим любимым театром МХТ, один из которых в настоящее время носит имя А.П. Чехова, а второй – М.Горького.
    Что за личности были эти два таких, казалось бы, разных человека?  Что их объединяло и разъединяло?
Отрочество и юность А.П. Чехова были похожи на детство и отрочество А.М. Пешкова с той только разницей, что самостоятельную жизнь Антон начал с 15 лет не из-за смерти родителей как это произошло рано в жизни Алеши Пешкова. А значит,  их объединяли в эти отрезки жизненного пути богатство набираемого житейского опыта, впечатлений и событий, которые преподносила им самостоятельная жизнь. Она же научила их быть наблюдательными и подмечать различные мелкие детали, анализировать поступки людей и определять их характер намного точнее,  чем это бы сделали те люди, у которых судьба складывалась без потрясений и гримас. Все эти жизненные знания и полученные навыки впоследствии каждый из них  талантливо применил в своем писательском труде. Безусловно, это объединяло, казалось бы, таких  разных людей и, вероятно,   являлось одним из истоков их крепкой дружбы.
У каждого из этих ярчайших людей была своя философия жизни. Оба писателя старались корректно относиться к взглядам и сложившимся жизненным принципам друг друга. А.П. Чехову  некоторые из исследователей его творчества и  биографов приписывают, в хорошем смысле, либеральные взгляды, в его произведениях невозможно найти прямолинейности и революционных призывов,  всё больше это  полутона и обозначение путей выхода из ситуации, он оставляет, как правило, человеку вариант выбора.  Это тот из писателей, который объясняет нам образы «чаек», и сам в основном относится к «чайкам», если её противопоставить образу «буревестника».  «Чайка» стала устойчивым чеховским символом,  запечатленном по сей день на сцене и занавесе МХаТа. «Буревестничество», напротив, было характерно для Максима Горького, который, как известно, придерживался популярных на тот момент в России революционных идей. «Чайки» стонут перед бурей, и мы их едва пожалеем. «Буревестник» же призывает к «бури», он её не боится, и о «чайках» у него не особо уважительное мнение. «Буревестничество – поэтизация разбойничьих ощущений <…> героев  Волги”, - так писал в 1902 году современник А. Горького и А. Чехова  Н. Московцев [2, С.162.] И с этой мыслью в основе можно согласиться. За буревестнические идеи император Николай II личным распоряжением  лишил Максима Горького звания почетного академика Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, которое ему присвоили в 1902 году, и тут же аннулировали. Из-за политических убеждений А.М. Горького косвенно пострадали и А.П. Чехов с В. Г. Короленко, которые в знак протеста также отказались от существовавших к тому времени у них званий почетных академиков.
У А.П. Чехова противоположное предчувствие всё той же бури. Оно ведь овладевало и теми  людьми, которые  как раз  были из мира «чаек». Оно проникало в мир «дачников», которых так не любил Максим Горький.  Напротив, Антону Павловичу этот мир чуждым не являлся. «Чайки» - это и некоторые герои  «Дяди Вани»  и «Вишневого сада».  В «Трех сестрах» у офицера-немца Н. Л. Тузенбаха мы можем также найти ощущение приближения бури: «Пришло время. Надвигается на всех громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку.  Я буду работать, а через какие-нибудь 25-30 лет работать будет уже каждый человек. Каждый!». [4, С. 123.]  Мысль о необходимости работы,  созидательного труда как способа существования, с одной стороны, и совершенствования себя как личности, с другой, которая вложена в уста Н.Тузенбаха, звучит у А.П. Чехова часто. Это основополагающее его понимание одного из способов выхода общества из кризиса. Особенно пронзительно эта мысль звучит в одном из первых писем А.С. Суворину от 9 декабря 1890 г., написанного сразу после приезда с каторжного острова Сахалина: «Хорош божий свет. Одно только нехорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! <…> Работать  надо, а всё остальное к черту». [3, С. 140.] В последние годы жизни А.М. Горького эти две разные их позиции с А.П. Чеховым (разрушения и созидания) не станут уже крайними для пролетарского писателя. С возрастом взгляды А.М. Горького на революционные идеи трансформировались, пришло  частично и осмысление  их последствий.
Возвратимся к мысли о том, что же еще объединяло А.П. Чехова и А.М. Пешкова, помимо тяжелого детства, чувства справедливости и по-разному активной общественной позиции. Уже после смерти А.П. Чехова связующим звеном между писателями явился Остров Сахалин, правда, не тот, каторжный, который видел А.П. Чехов, а другой, уже советский и, конечно, сахалинские дети, о которых так позаботился А.П. Чехов во время и после своего путешествия на тогда Богом забытый остров.  Интерес и любовь к детям – это еще одна общая черта, которая объединяла Максима Горького и Антона Чехова.
В Советском Союзе у писателей, особенно членов Союза писателей СССР, существовало доброе начинание – переписка с пионерскими и комсомольскими организациями (ответы на их письма) из разных уголков необъятной Родины, что несло не только «правильную» идеологическую нагрузку, но выполняло и воспитательную функцию. Эти люди не становились для ребят некими недосягаемыми небожителями, когда между ними устанавливалась такая обычная в то время форма общения, если не получалась личная встреча.  Для школьников Сахалинской области выпала большая удача, яркое и значимое событие в 1932 году - это встреча  в Москве с Н.К. Крупской. А в начале 1933 года пионеры-аборигены Сахалина написали письмо А.М. Горькому и получили на него ответ. Ответное письмо было адресовано школьникам поселка Ноглики и напечатано впервые после смерти автора в газете "Знамя пионера", Хабаровск, 1937, № 55  от 17 июня. Подлинник письма до конца 1937 года хранился в фондах Алексадровского-на-Сахалине областного краеведческого музея, правопреемником которого является музей, судьбоносно носящий ныне имя А.П. Чехова (ГБУК Историко-литературный музей  «А.П. Чехов и Сахалин»).
Приведем фрагментарно ответное письмо Алексея Максимовича: «Вы очень хорошо сделали, написав мне. Ваше письмо — подарок, которым я горжусь, как орденом. Я получал письма от детей европейцев, конечно, их письма тоже радовали меня, но — не так глубоко, как ваше письмо, дети гиляков, тунгусов, орочон <…> вы — учитесь, а через несколько лет вы сами будете учителями и вождями ваших племён, откроете пред ними широкую, светлую дорогу ко всеобщему братству рабочего народа всей земли. Вот в этом — великая радость для меня и для вас <…>.  Желаю вам, дети, бодрости духа и неутомимости в труде постижения грамоты!». В настоящее время оригинал письма хранится в Архиве А.М. Горького Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.  Директор Александровского музея Н.А. Курносов,  после передачи оригинала письма в Институт литературы им. А.М. Горького, получил 25 февраля 1938 года ответ от заведующего на тот момент архивом А.М. Горького  Е.Ф. Розмировича с «искренней благодарностью» за передачу в архив «письма Алексея Максимовича к детям Сахалина». Оригинал письма Е.Ф. Розмировича хранится в настоящее время в Государственном историческом архиве Сахалинской области.  [Вероятно, письмо пионеров-аборигенов Сахалинской области не только тронуло  главу  Союза писателей СССР, которым являлся А.М. Горький с 1934 года, всколыхнуло воспоминания о путешествии на остров его друга, А.П. Чехова, но и пробудило живой  интерес Алексея Максимовича к Сахалину как территориальной единице СССР.  Уже на следующий 1934-й год целый выпуск (№ 12) популярного тогда в Советском Союзе журнала «СССР на стройке», который, помимо русского, издавался на трех международных языках (немецком, французском и английском) и редакционную группу которой возглавил Алексей Максимович, вышел в свет и  полностью  был посвящен хронике событий экономической, политической, культурной жизни именно Сахалинской области и её преображения  со времен лютой каторги. Естественно, что  в журнале был и раздел, посвященный  каторге – цели визита друга А.М. Горького, Антона Павловича Чехова, на Сахалин. Этот раздел был  представлен  фотографиями тачечников;  арестантов, идущих на работы с видом на Слободку и дом К.Х. Ландсберга, где бывал А.П. Чехов;  действующей  в 1934 году Рыковской Амбулатории, где принимал больных каторжан  и ссыльнопоселенцев в бытность на острове доктор, так приветливо встреченный людьми сложных характеров и судеб.  
Множество фотографий с лицами счастливых людей, детей-пионеров, проживающих в Сахалинской области времени 1934 года, свидетельствовали о том, что энтузиазм по строительству «нового мира», новой экономики, образования и культуры велик, и он неподделен.  
Выход данного номера журнала имел и политический контекст, который четко отражал и подчеркивал мысль о том, что, несмотря на оккупацию части острова японцами, Сахалинская область не только существует и является неотъемлемой территорией Советского Союза, но полноценно живет и интенсивно развивается,  как многие другие области и края огромной страны СССР.  Так случилось  в истории острова, что в угоду всё той же политике мы в следующем, 2017 году, будем отмечать юбилей области, которая как бы насчитывает всего 70 лет. Многие её областные организации, тем не менее, старше этой даты, а ветераны, уходившие на фронты Великой отечественной войны именно  из Сахалинской области, чтобы защищать свою Родину,  долго недоумевали, почему их лишили права проживания в ней до 1947 года, когда стыдливо был введен термин неких «современных» границ.  Получается, что раньше у области, образованной еще в 1909 году, и истории-то не было. Вот, где сегодня мешает позиция «чаек» и была бы кстати  активная позиция «буревестника» у лиц, обремененных властью и причастных к политике и истории нашей огромной страны.
В настоящее время Журнал «СССР на стройке» № 12, 1934 года под редакцией  А.М. Горького  содержится в   фондах     ГБУК  ИЛМ «А.П. Чехов и Сахалин» и  экспонируется в историческом отделе  музея.
Подводя итоги статьи, приходится констатировать, что сложившуюся на данный момент конъюнктуру  в политическом и культурологическом её смыслах никто не отменял ни в веке ХIХ, ни в веке ХХ.  Ситуация и обстановка, возникающие в обществе, в большинстве случаев влияют на точки зрения писателей, общественных и политических деятелей. Часто приходиться учитывать обстоятельства, сложившиеся стереотипы и те ожидания, которые сложились в обществе или какой-либо влиятельной его группе, а это общество или группа, в свою очередь, хочет услышать подтверждение своей позиции или взглядов. Даже такой справедливый человек как Антон Павлович Чехов, старательно пытавшийся избежать конъюнктурных влияний  во время работы над своим  главным трудом – книгой «Остров Сахалин»,  увидев всю разнообразную и контрастную жизнь колонии собственными глазами,  так и не смог до конца освободиться от стереотипов, навязанных обществом ХIХ века, в котором он жил и работал.
Сегодня мы гораздо свободнее в изложении собственных взглядов, мыслей, но менее грамотны и культурны в широком понимании этих слов, а, между тем,  есть те значимые события, юбилеи и даты, помнить о которых нашим современникам  необходимо и  обесценивать которые нельзя, потому что они являются значимой частью нашей культуры и истории. Об этом нам напоминают уход из жизни в 1936 году знаменитого советского писателя А.М. Горького  и его «Песня о Буревестнике».









Список источников и литературы:
1.    ГИАСО. Ф. 509,  Оп. 1, Ед.хр. 5,  Л.Л. 5.;
2.    Московцев Н.  Мальчик без штанов, ныне Буревестник // «Заря», Вып.1.  М., 1902;
3.    Чехов А.П.  ПССП: в 30 т. Т.4. М., 1974-1982;
4.    Чехов А.П. Три сестры.  ПССП: в 30 т. Т.12-13. М., 1974-1982.

Может быть интересно
Записаться на экскурсию
Оставить отзыв